Сайт создан на платформе Nethouse. Хотите такой же?
Владельцу сайта

Урок №1. Труд – основа жизни

  • «Труд – основа жизни»

    Цель: дать представление о том, какую роль труд играет в жизни каждого человека; объяснить, почему труд оценивается по-разному; показать взаимосвязь между качеством работы и поощрением и наказанием работника; охарактеризовать виды труда; определить правила успешного труда; раскрыть значение понятий труд, товар, благотворительность.

    Планируемые результаты: 

    предметные: учащиеся научаться различать виды труда; понимать значение трудовой деятельности для личности и общества; роль основных нравственных и правовых понятий как решающих регуляторов общественной жизни, применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций;

    метапредметные УУД:организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общие решения и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; самостоятельно определять цели своего обучения; ставить и формулировать для себя новые задачи в учебной и познавательной деятельности; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

    личностные УУД: формирование мотивации, направленной на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни; заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества.

  • Оборудование: раздаточный материал для работы групп и индивидуальные задания.

    I.       Организационный момент.

    1.   Термины на доске для повторения.

    2.   Слабоуспевающие ученики собирают схему «деятельность человека».

    3.   Раскладываютраздатки для урока.

    4.   Организуют картинную галерею или выставку книг.

    II.       Мотивационно-целевой этап.

    Притча о каменщиках.

    Беседа:Кто из строителей был счастлив в притче? (тот кто трудился, имея высокую цель и с радостью)

    О чем эта притча?

    Как вы думаете, какое отношение она имеет к теме нашего урока?

    Тема нашего урока: «Труд – основа жизни».

    Давайте составим план изучения темы, используя простые вопросы (Что? Почему? Где ? Как ? Когда ? Какой ?)

    Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?

    ПЛАН УРОКА

    Что? 1.Что такое труд.

    Почему (для чего)? 2. Что создается трудом. Для чего человек трудится.

    Каким? 3. Каким бывает труд.

    Как? 4. Как оценивается труд.

     

     

    III.       Работа по теме урока.

    1.   Давайте проверим работу наших ребят у доски. Они составили схему «деятельность человека». Что такое деятельность?

    2.   Какие виды деятельности вы знаете? (игра, труд, учение, общение).

    3.   Давайте поработаем с определением понятия деятельность и выделим смысловые единицы (один ученик, учитель на доске).

    4.   Предлагаю подумать над формулировкой термина труд.

    - Это способ отношения к внешнему миру? (да).

    - Активный или пассивный? (значит это деятельность).

    - В ходе труда – деятельности происходит преобразование мира ? (да). Приведите пример: производства хлеба - ценность хлеба – ценность труда хлебороба.

    - В интересах кого преобразует человек мир? (человека, общества), т.е для удовлетворения (потребностей).

    - Что такое потребности?

    - Для того чтобы хорошо трудится чем должен человек обладать ? (знаниями, умениями, навыками - ЗУН)

    5. Давайте обратимся к словарям и найдем слово труд.

    1. Труд – 1деятельность человека, 2в процессе которой он создает предметы (продукты), необходимые для удовлетворения своих потребностей.

    Давайте выделим смысловые единицы.

    Характеристика труда:

    ·        Целесообразность – наличие цели

    ·        Наличие знаний, умений, навыков, мастерства.

    ·        Практическая полезность – польза.

    ·        Нацеленность на результат - результат.

    ·        Преобразование внешней среды обитания человека.

    Самооценка. 1)Оцените знание терминов и понимание новых терминов в листе на полях тетради.

    2) Оцените, насколько вам понятен первый вопрос темы: «Что такое труд и его характеристика?»

  • 2.Что создается трудом.

    А.Обратите внимание на нашу картинную галерею. Вы видите грудного ребенка, он трудится? Ребенок-дошкольник? Подросток? Взрослый? Пожилой человек?

    Какой мы сделаем вывод?

    Человек трудится всю жизнь. Если в какой то период времени человек будет лениться, чему-нибудь не научится, то всю оставшуюся жизнь ему придется это исправлять и наверстывать.

    Б.Все, чем мы сегодня пользуемся, - это результаты труда предыдущих поколений и живущих ныне. Все, что окружает нас, исключая природу, создано умом и руками тружеников. Заводы-гиганты и сверхглубокие скважины, воздушные и морские лайнеры, нефтяные и газовые вышки на земле и в морях, автомобили на улицах городов, электроника и атомные реакторы, колосящиеся поля – все это человек создал, чтобы жить, иметь крышу над головой, хлеб и тепло.

    Рукотворным чудом, дошедшим до наших дней, считаются пирамида египетских фараонов. До сих пор, несмотря на огромный исследовательский труд многих поколений ученых, эта страница истории не прочитана. Как могли построить эти сооружения в те далекие времена, остается загадкой. Пока ясно только одно: они созданы тяжелейшим трудом людей, работавших в течение многих лет. Как стражи пустыни, веками стоят пирамиды, оберегая свою тайну.

    Восхищение, преклонение и огромную благодарность вызывает у всех нас труд крестьянина, землепашца, нашего кормильца. Видели вы когда-нибудь пшеничное или ржаное зернышко? Сухое, безжизненное, безвкусное и очень-очень маленькое. И вот уже зазеленевшие всходы, засеянные трудолюбивой рукой труженика. Путь этого зерна до сдобной булочки, купленной в магазине, оплачен тяжелым трудом.

    Адам Смит, великий английский экономист, утверждал: «Не на золото и серебро, а именно трудом были первоначально приобретены все богатства мира»

    Задание: составьте простую схему: Для чего трудится человек?

    Эту работу лучше делать в парах, «одна голова хорошо, а две –лучше». И не забывайте соблюдать простые правила общения: обращаемся по имени, доброжелательно, выслушиваем друг друга, помогаем сформулировать мысль.

    Для чего трудится человек?

    ·        Пища

    ·        Одежда

    ·        Предметы быта

    ·        Жилище

    ·        Приносить пользу людям

    ·        Польза стране и обществу

    ·        Саморазвитие человека

    ·        Удовлетворение от труда

    Давайте сделаем вывод: труд дает возможность человеку выжить и стать более совершенным.

    Посмотрите, какое важное открытие мы с вами вместе сделали? Труд не только позволяет человеку выжить, но способствует совершенствованию самого человека. Я еще вам хочу добавить одну тайну от себя – труд делает человекасчастливым.

    Запишите вывод:

    Труд = выживание + самосовершенствование + счастье

    В. Откройте учебник на стр.76. Прочитайте первое предложение (ученик читает).

    Труд – источник богатства.

    Давайте совместным трудом составим схему, чтобы понят, что создается трудом и почему труд - источник богатства (текст параграфа стр.76., словарь в учебнике, Поуроч.разраб., стр.134).

  • Труд создает различные продукты

    (вещи, изделия, полезные услуги)

    Пример: книга, хлеб, стрижка в парикмахерской

     

    Результаты труда

     

    Продукты труда используются человеком:

    ·        для удовлетворения собственных нужд;

    ·        для продажи

     

    Давайте проверим, насколько вы усвоили пройденный материал.

    Я называю слова и словосочетания, а вы поднимаете правую руку вверх, если это товар, встаете, если это услуга.

    1.Стрижка в парикмахерской.

    2.Тетрадь в клетку.

    3.Фотоальбом.

    4. Велосипед.

    5. Поездка в метро.

    6.Книга.

    7. Удаление зуба.

    8. Ремонт сломанного замка на куртке.

    9. Ремонт сломанного телевизора.

    10. Мороженное.

    Самооценка.1)Я понял и запомнил, для чего трудится человек и что создается трудом человека?

     

    3. Каким бывает труд.

    А. Труд различается по содержанию и сложности.

    Работая с текстом на стр.74 учебника, познакомьтесь с видами труда.

    Умственный – физический

    Простой – сложный

    Постоянный – временный

    Оплачиваемый – безвозмездный

    Добровольный – принудительный

    Ручной – автоматизированный

    Творческий – традиционный

    Коллективный – индивидуальный

    Б. Дайте характеристику труда шахтера, продавца, учителя, домашней хозяйки, художника, раба, программиста.

    Давайте вместе разберем один пример и дадим характеристику труда шахтера.

    Шахтер – физический, постоянный, оплачиваемый, добровольный, ручной, традиционный, коллективный.

    В. Обратимся к рубрике «Картинная галерея» на стр. 75.

    Обсуждение:При ответе следуем правилу: довод – объяснение.

    ·        Каким трудом заняты герои картины? (Герои картины заняты уборкой зерна.Высушенное и провеянное зерно, женщины ссыпают в мешки, а мужчины грузят иих в грузовик).

    ·        Какие обязанности они выполняют? (трудовые обязанности, кормят страну хлебом).

    ·        Смог ли художник отразить отношение людей к труду? (Да. Женщины работают с радостью. На их лицах улыбки. Они работают дружно, быстро и весело. Друд для них радость – они одеты ярко, почти празднично).Всмотритесь в их лица: какие чувства испытывают труженики от процесса труда?(Они радуются богатому урожаю и тому, что их труд кормит людей, делает страну богатой и сильной).

    Г. Исходя из выводов, которые мы сделал, работая с картиной, давайте выделим важные аспекты труда человека.

  • 1.   Мотивы труда. (КНИГИ:«Тимур и его команда», «Как закалялась сталь», «Они ковали победу»)

    2.   Общественная (социальная) значимость труда. НА БЛАГО ОБЩЕСТВА И КАЖДОГО ЧЕЛВЕКА. ПОЧИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ТРУДА (Стенд возле администрации района Почетные граждане поселка Сернур – труженики).

    3.   Взаимоотношения участников совместного труда. УМЕНИЕ РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ, УМЕНИЕ ОБЩАТСЯ, УВАЖАТЬ ЧУЖОЙ ТРУД (Япония – дети приучаются к труду с детства, ежедневно моют школу).

    4.   Отношение людей к труду и его результатом.

    Послушайте и посмотрите пословицы на ваших закладках и скажите, как наши с вами предки относились к труду?

    Задание:Давайте сформулируем нравственные правила, которые наши предки зашифровали в пословицах и поговорках.

     

    ·        Хочешь есть калачи – не лежи на печи.

    ·        Упорно трудиться - будет хлеб в закромах водиться.

    ·        Не ленись за плужком - будешь с пирожком.

    Хочешь иметь все необходимое для жизни – трудись.

     

    • Без хорошего труда нет плода.

    • Хозяин тот, кто трудится.

     

    Трудиться нужно хорошо, ответственно, чтобы стать хозяином своей жизни.

     

    • Любовь к труду - у людей на виду.

    • Всякий человек у дела познаётся.

     

    О человеке судят по его умению трудиться, по его отношению к труду.

     

    ·        Труд человека кормит, а лень портит

    • Лентяй да шалопай – два родных брата.

    • От труда здоровеют, а от лени болеют.

     

    Не правильное отношение к труду, лень ведут человека к плохим делам, поступкам и могут испортить ему жизнь.

     

    Самооценка.1) Я понял и запомнил, какие существуют виды труда.

    2) Я умею анализировать картины.

    3) Я умею объяснять смысл пословиц.

     

    4.Как оценивается труд.

    А. Перед вами лежит текст Конституции РФ, статья 37. Давайте поведем комментированное чтение.

    Правило: читаем – своими словами пересказываем и поясняем – проговаривая, запоминаем. Читают 5 человек.

    Вопросы по подпунктам:

    1)Может ли человек по закону не работать? Какие могут быть последствия? (преступления, могут остаться без пенсии по старости).

    2)Что будет, если человека удерживают силой и заставляют работать? (уголовная ответственность).

    3)МРОТ- минимальный размер оплаты труда, сегодня он – 11.280 руб.

    Что значит защита от безработицы? (на учет в центре занятости, выплата пособия по безработице)

    4)Когда случаются забастовки? Споры? (комиссия по трудовым спорам).

    5)Право на отдых в чем появляется? (раб.день – 8 часов, 40 часов в неделю,

    ежегодный отпуск -28 дней).

    Б.

    Приведите, пожалуйста, примеры.

     

    В. Давайте проведем «мозговой штурм»

    Качественный труд работника заслуживает поощрения

  • Качественный труд

    Материальная оценка труда

    Моральная оценка труда

    Заработная плата

    Премия

    Компенсационные выплаты

    Одобрение

    Благодарность

    Похвала

    Грамота

    Повышение по службе

    Звание

    Медаль

    Собственная удовлетворенность

    Моральная оценка труда не менее важна.

     

    Г.Давайте подумаем, а какие бывают последствия плохого труда:

    ·        предупреждение;

    ·        замечание;

    ·        штраф;

    ·        увольнение.

    Д.Проблемный вопрос

    Всегда ли труд оплачивался? Вспомните труд рабов, крепостных крестьян?

    IV.       Домашнее задание:

    А. Изучая биографии успешных и богатых людей можно часто встретить слово БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ. Давайте подумаем,как это слово образовалось, и из какихдвух слов? Благо – добро, что-то полезное для людей, творить – создавать (Бог сотворил землю). Заниматься благотворительностью – значить создавать благо – добро, быть соработником бога.

    Б. Подготовить самостоятельно вопрос «Богатство обязывает», для тех, кто хочет расширить свой кругозор и получить дополнительную оценку приготовить сообщения о благотворителях.

    Параграф 9, записи по тетради, термины учить.

    В.Вам приходилось наблюдать, как муравей несет в муравейник травинку, как пчела собирает мед, как бобер строит хатку. Получается, что животные тоже трудятся?! Так ли это на самом деле, мы с вами узнаем на следующем уроке.